Уже две недели прошло с момента принятия важных решений, затрагивающих жизнь нашего Университета: изменение структуры учебных подразделений, перемещение целого факультета в другое здание. Несмотря на то, что за этот период состоялся ряд встреч руководства со студентами, преподавателями и другими работниками вуза, в ходе которых объяснялись мотивы этих решений, озвучивались положительные результаты от их реализации, до сих пор в коллективе и в студенческом сообществе сохраняется некоторая напряженность и неуверенность в обоснованности нововведений.

Это вполне естественная ситуация. Когда привычная, понятная и относительно спокойная жизнь нарушается, это не может не волновать. Вместе с тем, надо понимать, что такого рода изменения имеют под собой очень серьезную основательную проработку и никогда не принимаются спонтанно или под влиянием эмоций.

1 сентября 2022 года состоялось заседание Ученого совета КамГУ им. Витуса Беринга, на рассмотрение которого в соответствии с Уставом Университета был вынесен вопрос об изменении структуры факультетов и кафедр. В обоснование предложенных изменений было отмечено, что действующая структура нерациональна и нелогична. По состоянию на текущий момент в вузе обучается чуть менее 1500 студентов по всем образовательным программам и формам обучения и работает 61 штатный преподаватель. При такой численности вуз имеет 4 факультета и 11 кафедр, на некоторых из них штатная численность профессорско-преподавательского состава составляет 3-4 человека.

У самих работников и даже студентов Университета ранее уже возникали сомнения в обоснованности и целесообразности наличия самостоятельного физико-математического факультета в структуре вуза. И это при том, что факультет не ведет подготовку математиков и физиков.

При наличии в структуре самостоятельного психолого-педагогического факультета, который по смыслу должен обеспечивать реализацию программ подготовки по педагогическим направлениям, фактически все 4 факультета на данный момент осуществляют подготовку по педагогическим направлениям. Так, факультет филологии и межкультурной коммуникации в настоящее время обеспечивает подготовку всего по 4 направлениям, из которых 3 педагогических и 1 лингвистическое.

Наименование социально-экономического факультета уже сегодня не вполне отражает сущности и характера подготовки кадров. В его составе имеется кафедра истории и философии, которая обеспечивает реализацию программ педагогического направления.

Предложенная новая структура основана на распределении всех направлений подготовки по отраслям наук, к которым они относятся в соответствии с приказом Минобрнауки России от 12.09.2013 № 1061 “Об утверждении перечня специальностей и направлений подготовки высшего образования”.

Все реализуемые вузом программы разделились на три группы: “Общественные и гуманитарные науки”, “Естественные и технические науки”, “Образование и педагогические науки”. Эти группы легли в основу новой структуры и определили новые наименования факультетов и их наполнение кафедрами:

Факультет общественных и гуманитарных наук:

  • кафедра экономики, менеджмента и туризма
  • кафедра юриспруденции
  • кафедра иностранных языков и переводоведения

  • Факультет естественных и технических наук:
  • кафедра биологии и наук о Земле
  • кафедра информатики и математики

  • Психолого-педагогический факультет:
  • кафедра теоретической и практической психологии
  • кафедра педагогики
  • кафедра русской филологии
  • кафедра истории и философии

  • Таким образом, число факультетов было сокращено с 4 до 3, а кафедр с 11 до 9. При этом некоторые существующие кафедры из-за малой численности преподавателей на каждой из них были объединены:
    – кафедра математики и физики и кафедра информатики – кафедра педагогики и кафедра физического воспитания

    На заседании Ученого совета и.о. ректора озвучил, что в структуре университета будет создан Центр физического развития, который возглавит доцент кафедры физического воспитания, исполняющая сегодня функции заведующей кафедры физического воспитания. Таким образом, вместо маленькой кафедры, состоящей из 3 преподавателей, в вузе появится самостоятельное структурное подразделение, в функции которого будут входить вопросы развития физического воспитания и спорта.

    При этом, несмотря на небольшую численность профессорско-преподавательского состава на некоторых кафедрах, было предложено сохранить их названия и не объединять с другими кафедрами. Это касается, в том числе, кафедры русской филологии: она сохранена с ее прежним названием, что является свидетельством сохранения и продолжения традиций и понимания всей важности развития русского языка (хотя, в ходе заседания Ученого совета делались предложения объединить ее с кафедрой иностранных языков и переводоведения). Сама кафедра отнесена к психолого-педагогическому факультету, поскольку осуществляет подготовку кадров по педагогическим направлениям.

    Никто из преподавателей не был уволен, они как выполняли, так и продолжают выполнять педагогическую нагрузку в тех группах, которые были за ними закреплены. Полагаю, что качество их работы от принадлежности к другому факультету или кафедре хуже не стало.

    Оправданность и актуальность предложенных изменений в структуре учебных подразделений университета была подтверждена итогами обсуждения данного вопроса и результатами голосования: из 19 присутствовавших на заседании членов Ученого совета 13 голосовали “за” принятие новой структуры, 5 – “против” и 1 воздержался. Ученый совет постановил ввести в действие новую структуру с 01.10.2022 года.

    Почему решение было принято в начале очередного учебного года? Следует отметить, что проект новой структуры был разработан в летний период, когда преподаватели находились в отпусках. Ввиду того, что отпуска у профессорско-преподавательского состава в большинстве случаев заканчивались накануне 1 сентября, то собрать Ученый совет до этой даты не представлялось возможным ввиду отсутствия кворума. Наряду с этим, новая структура учебных подразделений объективно не могла быть введена летом, так как требует перевода некоторых педагогических работников из одного подразделения в другое, что в соответствии с трудовым законодательством РФ не может быть сделано без согласия работников в период их нахождения в отпуске.

    Что касается перевода социально-экономического факультета, который до сегодняшнего дня располагался в учебном корпусе №2 по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Ленинская, д. 69, то руководством вуза принято решение организовать учебный процесс для студентов этого факультета по адресам: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Пограничная, 4 и ул. Пограничная 4/А. Эти корпуса находятся по соседству друг с другом, в них имеется достаточное количество учебных аудиторий и помещений для организации работы всех факультетов и кафедр.

    Данное решение обусловлено несколькими причинами:

    В учебном корпусе №2 всего 7 учебных аудиторий, тогда как на данном факультете сформированы и ныне действует около 30 групп студентов всех курсов и различных форм обучения (при этом зачастую малочисленных, не требующих больших по площади учебных помещений). Поэтому много лет подряд студенты данного факультета регулярно занимаются в корпусах, расположенных на ул. Пограничной 4 и 4/А. До 01.09.2022 это не вызывало беспокойства у преподавателей. Студенты же неоднократно говорили о том, что им не совсем удобно перемещаться между территориально разобщенными учебными корпусами в течение учебного дня.

    В учебном корпусе №2 нет, и никогда не было, специально оборудованного места для обеспечения студентов горячим питанием. Данная проблема существует в течение ряда лет. Если во времена, когда в вузе было значительно больше студентов и в шаговой доступности от данного корпуса не было точек общественного питания, в кафе, организованном в этом корпусе, питалось достаточное количество студентов и преподавателей, то с уменьшением количества студентов, занимающихся в данном учебном корпусе и появлением в шаговой доступности кафе и бистро, контингент, питающихся в вузе студентов, уменьшился до критической точки. Предприниматели, ранее сотрудничавшие с вузом, планомерно расторгали договоры из-за отсутствия прибыли и финансовых потерь, которые они несли из-за значительных объемов нереализованной еды, доставляемой в этот корпус.

    В свете изменений, происходящих в молодежной политике и воспитательной работе, когда это направление деятельности вузов становится приоритетным, руководство университета в программу стратегического развития заложило проект, связанный с созданием в вузе открытого и комфортного образовательного пространства для творческой активности студентов. В учебном корпусе №2 находится актовый зал, в котором постоянно проходят мероприятия для студентов, конференц-зал, в котором проводятся различного рода научные мероприятия, есть большой холл, который может вместить коворкинг-зоны и иные пространства и стать местом для занятий хореографией и др. В этот корпус с ул. Пограничной 4/А планируется перевести те подразделения вуза, которые непосредственно осуществляют работу с молодежью. Это такие подразделения, как “Центр молодежной политики и социальной поддержки обучающихся” при котором функционируют кружки, секции, студии для студентов, “Центр компетенций, развития карьеры и трудоустройства”, который в том числе организует программы дополнительного образования, как для студентов, так и для населения разных возрастов, а также другие подразделения, занимающиеся вопросами воспитания молодежи. Иными словами, корпус передается в первую очередь для внеучебных занятий и активностей студентов. И конечно, в данном корпусе планируется проводить научные семинары и конференции, различные встречи студентов с представителями органов власти и общественными деятелями, а также иные мероприятия.

    Отдельно отмечу, что в учебных корпусах №1 и №3 в настоящее время на постоянной основе обучаются студенты трех факультетов, перевод студентов четвертого факультета в эти здания не повлечет каких-либо проблем. В этих учебных корпусах имеется достаточное количество учебных аудиторий и кабинетов для размещения кафедр и факультета. Таким образом, все указанные изменения обусловлены стремлением оптимизировать структуру вуза, сделать ее максимально отвечающей существующим условиям и состоянию развития Университета, сделать жизнь студентов в вузе более интересной и удобной. Все небольшие неудобства, связанные с переездом в другой учебный корпус и переформированием факультетов можно пережить. Уверен, вскоре период адаптации успешно завершится, а все сложности и неприятности забудутся!

    Желаю коллегам дальнейшей плодотворной работы, а студентам интересной и успешной учебы!!!